Кафедра отечественной истории в течении многолетней истории существовала под разными названиями: кафедра истории, кафедра истории СССР, кафедра истории советского периода, кафедра истории досоветского периода и т.д. Во все времена кафедра являлась опорной, основной, выпускающей. Имена заведующих кафедрой – это имена людей, которые составляют гордость университета, факультета и региона: В.Б. Берелович, Н.Л. Просина, Н.В. Горбань, А.К. Касьян, И.Н. Новиков, А.Н. Сорокоумов, М.Е. Бударин, В.Н. Худяков.
В настоящее время кафедру возглавляет к.и.н., доцент И.И. Кротт. Современный профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из кадров высшей научной квалификации, среди которых 2 профессора — д.и.н. М.К. Чуркин, к.и.н. К.А. Чуркин; 4 доцента — к.и.н. Е.В. Черненко, к.и.н. И.И. Кротт, к. филос. н. Е.Ю. Навойчик, к.и.н. А.В. Грачев, старший преподаватель А.А. Стегнюшин. Большую роль в деятельности кафедры играет специалист по учебно-методической работе Г.А. Котвицкая.
Преподаватели кафедры сопровождают подготовку бакалавров педагогического образования, бакалавров государственного и муниципального управления, а также подготовку магистров педагогического образования, направленности «Историческое образование». В общей сложности преподавателями кафедры разработаны и преподаются более 50 курсов различной тематической направленности. Профессорско-преподавательский состав кафедры активно используют в своей деятельности интерактивные технологии обучения, такие как технологии проблемного обучения, кейс-технологии, технологии визуализации процесса обучения.
Одним из направлений деятельности кафедры является организация методической подготовки студентов и научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности учителей истории и обществознания, которое курируется к. филос. н., доцентом Е.Ю. Навойчик. Методические традиции и определенная «школа» были заложены на факультете в 1970-1980-е гг. И.В. Захаровой, Н.Ф. Оруевой и, безусловно, В.Д. Евсюковой. Общие подходы к преподаванию предмета сформировались при непосредственном участии «первоисточника» – московской методической школы П.В. Горы. Более десятка лет результаты этой деятельности обсуждаются и обобщаются на ежегодных научно-методических конференциях, где принимают участие студенты, магистранты, преподаватели кафедры, вуза, учителя города и области. В стадии становления находится инновационный научно-методический центр учителей истории и обществознания. Деятельность преподавателей кафедры в этом направлении создает устойчивую тенденцию: при определении сферы будущей деятельности выпускники факультета выбирают педагогическую.
Преподаватели кафедры ведут активную исследовательскую деятельность в области истории России и истории Западной Сибири XIX – ХХ вв. В рамках научной школы, сформированной на кафедре, ее сотрудники многоаспектно исследуют социально-экономическую и политическую историю Сибири XIX – первой трети ХХ вв. В круг научных интересов представителей научной школы входят: проблемы локальных сообществ имперской России в условиях социальных конфликтов, вопросы структурирования образа Сибири в журнальной прессе второй половины ХIХ – начала ХХ вв., историография Сибири, история сибирского крестьянства и аграрной политики в регионе, имперские стратегии и практики колонизации, проблемы идентичности и форм поведения социальных групп в условиях трансформации сибирского общества, история предпринимательства, трансрегиональных миграций, интеллектуальная история в эгоисточниках и поколенческом дискурсе.
В последние годы научным руководителем магистратуры направления «Педагогическое образование», направленность «Историческое образование» д.и.н., профессором М.К. Чуркиным и преподавателями кафедры ведется активная работа в рамках научно-исследовательского проекта «Исследовательские теории и практики в современном историческом образовании».
При кафедре отечественной истории в течение четверти века работают аспирантура, докторантура и Совет по защите диссертаций, где защищено более сотни кандидатских и докторских диссертаций. Председателем диссертационного совета является д.и.н., профессор М.К. Чуркин, членами совета являются к.и.н., доцент И.И. Кротт, много лет работавшие на кафедре д.и.н., профессор Т.А. Сабурова, д.и.н., профессор Н.Н. Родигина.
На кафедре отечественной истории создано несколько площадок для апробации первичного научного опыта аспирантов, магистрантов и бакалавров. Регулярно издаются сборники научных статей: «Вопросы истории Сибири», «Вопросы методологии и истории в работах молодых учёных» (ответственный редактор, профессор М.К. Чуркин), «Средняя и высшая школа в процессе перехода на новые образовательные стандарты» (ответственный редактор, доцент Е.Ю. Навойчик).
Традиционно основными направлениями воспитательной работы на кафедре являются – научное (помощь со стороны студентов в организации олимпиад школьников и студенческих конференций), спортивное (участие в межфакультетских соревнованиях по разным видам спорта), культурно-массовое (организация факультетских праздников с их неповторимой семейной атмосферой), волонтерское (одно из наиболее молодых направлений, но оно тесно связано с профессиональной ориентацией студентов факультета).
Для реализации ОПОП направления «Педагогическое образование» кафедрой отечественной истории привлекаются педагогические кадры из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемых программ бакалавриата и магистратуры. Привлекаемые педагогические кадры имеют стаж работы в профессиональной области не менее трех лет и являются высококлассными специалистами: главный научный сотрудник Научно-исследовательского отдела истории и этнологии Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск) д.и.н., доцент А.Г. Киселев (специалист по истории экономики, предпринимательства Сибири второй половины XIX – начала ХХ вв.; вопросам истории и источниковедения среднего специального образования в СССР второй половины 40-х — 50-х г. XX в.; истории и культуры финно-угорских народов); профессор кафедры отечественной и всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического университета (г. Новосибирск) д.и.н., профессор Н.Н. Родигина (область научных интересов: интеллектуальная история России XIX в.; имагология; история журналистики и общественного мнения; является членом диссертационных советов по историческим наукам, русскому языку, русской литературе, теории литературы и текстологии); к.и.н., доцент В.Н. Либуркин (специалист по истории либерального движение в Сибири на рубеже XIX – ХХ вв.); заместитель директора, руководитель Центра краеведческой информации Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина А.П. Сорокин (область научных интересов: историческое развитие региональных форм культуры; изучение и сохранение культурного наследия, музееведение и охрана памятников; регионалистика, городоведение и урбанистика); директор музея археологии и этнографии Омского государственного педагогического университета, руководитель ООО «Научно-производственный центр «АРХЕО» М.А. Грачев (федеральный эксперт в сфере проведения государственной историко-культурной экспертизы); учитель истории и обществознания высшей категории, БОУ г. Омска «Гимназия №140» Г.В. Хвостова (руководитель методического объединения учителей обществознания Кировскового административного округа г. Омска, регулярно проводит открытые уроки, делится опытом успешного внедрения ФГОС в Институте развития образования Омской области); учитель истории и обществознания АНОО «Школа «Интеллект»» С.С. Марченко (молодой специалист, осуществляющий сопровождение научно-исследовательской деятельности школьников, имеющий опыт подготовки учащихся к Единому государственному экзамену и организации внеучебной деятельности школьников).
Сотрудники кафедры:
Навойчик Евгения Юрьевна
зав. кафедрой, кандидат философских наук, доцент
Базовое образование: ОмГПИ, «Учитель истории, обществоведения и права», 1990 г.
Сфера научных интересов: философская антропология, культурология, история культуры, методика истории и обществознания.
Основные публикации:
- Навойчик Е.Ю. Самореализация субъекта в образовании: философский аспект инновационных процессов в современной школе // Высшая и средняя школа на этапе реализации современных целей образования: теория и практика преподавания истории и обществознания: Материалы VI Региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию исторического факультета ОмГПУ. Омск, 29 марта 2012 г. – Омск: Изд-во ОмгПУ, 2012. – с.4 – 6.
- Навойчик Е.Ю. Роль педагога высшей и средней школы в реализации деятельностного подхода: методологический аспект // Образование в истории, история в образовании: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Интеграция исторического и образовательного пространства», посвященной 50-летию со дня рождения Максима Юрьевича Брандта (13–15 апреля 2011 г.) / под ред. В. А. Зверева. – Новосибирск : Изд. НГПУ, 2011. - С.115-118.
- Навойчик Е.Ю. Философские основания деятельностной парадигмы образования // Формирование предметных компетенций в обучении и преподавании истории и обществознания: Материалы V региональной научно-практической конференции. Омск, 24 марта 2011 г. - Омск, 2011. - с.3-6.
- Навойчик Е.Ю. Переход на стандарт II поколения и работа над проектами программ по истории и обществознанию // Формирование предметных компетенций в обучении и преподавании истории и обществознания: Материалы V региональной научно-практической конференции. Омск, 24 марта 2011 г. - Омск, 2011. - с.114-116.
- Навойчик Е.Ю. Работа над проектом блочно-тематических планов по истории и обществознанию в условиях перехода на стандарт II поколения // Высшая и средняя школа на этапе реализации современных целей образования: теория и практика преподавания истории и обществознания: Материалы VI Региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию исторического факультета ОмГПУ. Омск, 29 марта 2012 г. - Омск, Изд-во ОмГПУ, 2012. - с.148-149.
Cписок научных публикаций
Список тем курсовых работ и ВКР
Кротт Иван Иванович
кандидат исторических наук, доцент
Базовое образование: ОмГПИ, «Учитель истории», 1999 г.
Сфера научных интересов: история государственного управления, история России, источниковедение истории России, политические системы и политический процесс в современной России, специальные исторические дисциплины.
Основные публикации:
- Сельскохозяйственное предпринимательство Западной Сибири в конце XIX -начале XX вв. [Текст] : монография / И.И. Кротт ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Наука, 2009. - 199 с.
- Источниковедение отечественной истории: учеб. пособие / Омск. гос. пед. ун-т ; сост. И. И. Кротт. - Омск : [б. и.], 2006. - 63 с.
- Кротт И.И. Использование труда военнопленных в предпринимательских хозяйствах Западной Сибири в годы первой мировой войны // Омский научный вестник, 2012.-№ 4 (111).-С. 24-27.
- Кротт И. И. Корпоративные объединения сельскохозяйственного предпринимательства Западной Сибири периода войны и революционных потрясений (1914-1919 гг. ) // ОНВ. 2014. №1 (125).
Cписок научных публикаций
Список тем курсовых работ и ВКР
Стегнюшин Антон Александрович
Кандидат исторических наук
Базовое образование: ОмГПУ, «Педагогическое образование», профиль «История», 2015 г.
Сфера научных интересов: Методика преподавания истории
Основные публикации:
- Стегнюшин А.А. Речь И.Г. Церетели на Учредительном Собрании 5 января 1918 года: историческая биография и политическая история России // Вопросы методологии и истории в работах молодых учёных: сб. науч. ст. / Омск, 2014. Вып. 22. С.61 – 68.
- Стегнюшин А.А. И.Г. Церетели: Историческая биография и политическая история России // Исторические документы и актуальные проблемы археографии, источниковедения, российской и всеобщей истории нового и новейшего времени. Сборник материалов IV Международной конференции молодых ученых и специалистов «Clio 2014». М., 2014. С.393 – 395.
- Стегнюшин А.А. Результаты выборов во Всероссийское Учредительное Собрание для меньшевиков: провал предвыборной кампании или программы партии // Исторические документы и актуальные проблемы археографии, источниковедения, отечественной и всеобщей истории нового и новейшего времени. Сборник материалов Пятой международной конференции молодых ученых и специалистов «Clio-2015». М., 2015. С. 347 – 351.
- Стегнюшин А.А. И.Г. Церетели – самый молодой трибун государственной думы второго созыва. // Парламентаризм в России: история и современность. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Сборник научных статей. Уфа, 2015. С. 174 – 181.
- Стегнюшин А.А. Игровые технологии как способ формирования гражданской идентичности и оценки личностного результата на уроках истории в основной школе // Средняя и высшая школа в процессе перехода на новые образовательные стандарты: диагностика и оценка компетентностных результатов учащихся на уроках истории и обществознания. Омск. 2015. С. 15-24.
Cписок научных публикаций
Черненко Елена Викторовна
кандидат исторических наук, доцент
Базовое образование: ОмГПИ, «Учитель истории, обществоведения и советского права»,1991г.
Сфера научных интересов: современная отечественная история, история общественно-политических движений и общественно-политической мысли, методика обучения истории.
Основные публикации:
- Шевцова Е.В. роль научной интеллигенции в становлении политического движения в Западной Сибири (1988-1991 гг.)// Современные социально-политические проблемы развития России: тезисы докладов Всероссийской научной конференции. – Омск, 1994. – С.93-94.
- Черненко Е.В. Первые общественно-политические организации России// По страни-цам российской истории: сборник статей – Омск, 1996. – С.98-101.
- Черненко Е.В. Становление общественно-политических организаций и движений в западной сибири (1987-АВГУСТ 1991 ГГ.): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Омск, 1997.
- Черненко Е.В. Становление общественно-политического движения в середине 50-х - начале 90-х гг. ХХ века в контексте теории модернизации// Гуманитарное знание. Се-рия «Преемственность»: ежегодник. Вып. 5. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. – с. 223-226
- Черненко Е.В. Формирование сибирской региональной идентичности в 1950-х гг. – начале ХХ I в. /Вестник Томского государственного университета. 2007.№ 125. – С.166-174.
Cписок научных публикаций
Список тем курсовых работ и ВКР
Чуркин Константин Александрович
профессор, кандидат исторических наук
Базовое образование: ОмГПИ, «Учитель истории и обществоведения»,1973г
Сфера научных интересов: история Сибири, социология образования.
Основные публикации:
- Чуркин К.А. Перспективы развития регионального рынка педагогического труда в 2003-2010 гг. / отв. ред. Н. В. Чекалева; ред. Д. М.Федяев, К. А. Чуркин; сост. Л. Н. Антилогова и др. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. -С .7-13
- Маркетинг в педагогическом образовании / Чуркин К.А. // Наука образования : Сб. науч. ст. / Омск. гос. пед. ун-т; отв. ред. Н. В. Чекалева; Ред. Д. М.Федяев, К. А. Чуркин; Сост. Л. Н. Антилогова и др. - 2002.
- Региональный рынок педагогического труда (основные тенденции эволюции в 1990-2000 гг.) / Чуркин К.А. // Педагог: наука. технология, практика. - 2003. - № 1(14). - С. 20-27
- Чуркин К.А.Кого готовят в педагогическом университете?// Комсомольская правда. - 2004. - 9 апр. (№66). - С. 6
- Чуркин К.А. Университет, устремленный в будущее: об Омском пед. ун-те // Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 7-9
Cписок научных публикаций
Список тем курсовых работ и ВКР
Чуркин Михаил Константинович
профессор, доктор исторических наук
Базовое образование: ОмГПИ, «Учитель истории и социально-политических дисциплин», 1993г.
Сфера научных интересов: аграрная колонизация Западной Сибири, общественно-политический и властный дискурсы, стратегии адаптивного поведения крестьянства в переселенческом движении второй половины XIX – начале ХХ вв.
Основные публикации:
- Чуркин М.К. Переселения крестьян черноземного центра Европейской России в Западную Сибирь во второй половине XIX - начале XX вв.: детерминирующие факторы миграционной мобильности и адаптации. / Омск: Омский пед. ун-т, 2006. 375 с.
- Чуркин М.К. Внутриличностный конфликт как стадия кризиса адаптации и механика его преодоления в сознании крестьян-переселенцев (вторая половина XIX – начало XX вв.) // Локальные сообщества имперской России в условиях социальных конфликтов (подходы и практики в современных региональных исследованиях) // Коллективная монография / под ред. В.Н. Худякова, Т.А. Сабуровой. Омск: Изд-во Омск. пед. ун-та, 2009. С.83-91.
- Чуркин М.К. Обратные миграции: опыт системного анализа причин дезадаптации переселенцев в Западной Сибири во второй половине XІX – начале XX вв.// Сибирское общество в условиях трансформаций конца XІX – начала XX вв.: идентичность и стратегии поведения // Коллективная монография. Под редакцией Т.А. Сабуровой. Омск, 2009. С.71-113.
- Чуркин М.К. Источники по проблеме детерминирующих факторов миграционной мобильности и адаптации крестьянства в переселенческом процессе: опыт нового прочтения и репрезентации // Письменные источники в контексте истории. Коллективная монография. Омск, 2010. С.99-117.
- Чуркин М.К. «Неудобный класс»: крестьянство в переселенческом движении в Сибирь (вторая половина XIX – начало XX вв.) // Историческая психология и социология истории. Т.7. № 2. М.: Изд-во «Учитель», 2014. С.109-117.
Cписок научных публикаций
Список тем курсовых работ и ВКР