Истфак 70-х…

Истфак 70-х… Именно на эти годы выпала моя учёба на историческом факультете Омского государственного педагогического института имени А. М. Горького – так назывался наш институт в те годы. Чтобы быть ещё более точной, я училась на истфаке с 1974 по 1979 год, когда впервые было введено 5-летнее обучения, т.к. мы были не чистыми историками, а с английской примесью. И в дипломе наша специальность определялась, как учитель истории и английского языка. Прибавление английского языка к изучению кого-то очень привлекало, а кто-то из-за английского вынужден был перейти на заочное отделение, и к четвёртому курсу ряды наши изрядно поредели: ушёл на заочное отделение Левашов Юра, Шапоренко Коля, Рябинин Юра, Рутковский Володя, Симонов Володя, Князьков Саша, которого все почему-то называли «Дядя», наверное, потому, что поступил он в институт после службы в армии и был постарше, хотя, практически у нас на курсе большинство парней пришли после службы в армии, но «дядей» называли только Сашу, причём со своеобразным прононсом, делая более звонкой первую букву, или он сам так себя представил, я не помню.

Это было незабываемое время! На истфаке царила необыкновенная атмосфера творчества, свободы и демократии в разумных пределах. Всё на факультете было необычным, начиная от взаимоотношений с преподавателями до вечеров, которые на факультете проходили очень интересно: с песнями, инсценировками, а не с обыкновенными танцами. Деканом факультета был Виктор Николаевич Худяков, заместителем декана по учебной работе – Меха Иван Васильевич. Именно от руководства факультета шёл этот необыкновенный дух внутренней свободы, понимания, но не всепрощения, а разумного требования выполнения элементарных правил поведения. Я, как сейчас, помню: звенит звонок, и мы с моей подругой Галкой Палько бежим по коридору в нашу 319 аудиторию, а Виктор Николаевич стоит в коридоре, наблюдая процесс пребывания студентов и его фразу: «Ну, Геворкян с Палько появились, можно лекцию начинать». Мы всегда влетали, в буквальном смысле, в аудиторию на последних минутах, как рано бы мы не вышли из дома, этот парадокс со мной происходит и до сих пор. Курс наш был очень разношёрстным: от 17летних вчерашних школьников до 37летнего Виктора Николаевича, фамилию его я не помню, у него уже была семья, и он очень быстро перевёлся на заочное отделение. Немало было девушек из других городов и республик, много было парней. Всего нас поступило -57 человек, а закончили институт в 1979 году где-то около 45 человек.
И так год 1974 — первый курс. Позади волнения вступительных экзаменов и вот нас 57 счастливчиков пришли 1 сентября на занятия. Первая лекция – история Древнего мира, которую читала Захарова Ирина Витальевна, да и сама она выглядела как та самая древняя история: у неё были седые волосы с заплетёнными по бокам косичками. Если взять мою тетрадь с теми первыми лекциями, то можно подумать, что это шифровальная записка Юстаса Центру – сплошные какие-то сокращения, знаки, формулы. Это уже позже я выработала систему сокращений и свободно, практически слово в слово, записывала лекции, ведь тогда не было никаких гаджетов. Вообще нам повезло – нас учили корифеи истфака: Сергеева Наталья Александровна читала период Киевской Руси, Сорокоумов Александр Николаевич — период от становления единого централизованного государства до 18 века, Оруева Наталья Фёдоровна – История России начала 19 века, Худяков Виктор Николаевич – история России 2-ой половины 19 века, Новиков Иван Никифорович – советский период истории, Касьян Алексей Карпович – история советского государства и права, любимым ругательным выражением которого было : 1000 чертей и 300 барабанов. А Иван Никифорович любил задавать такой вопрос: «Ну, как успехи наряду с недостатками?» (я у него писала курсовую работу по революционной ситуации перед Февральской революцией и этот вопрос был адресован мне, когда я приходила на консультацию). Лекции всех преподавателей я храню до сих пор, настолько они были интересными, насыщенными примерами, фактами, я даже анекдоты, которые любил рассказать и был мастером в этом Виктор Николаевич, успевала записывать. Виктор Николаевич обладал необыкновенной памятью, он знал всех исторических деятелей по имени и отчеству, годы их жизни, чем сражал нас наповал и это ещё до чтения стихов любимого им Мандельштама. Названные мною преподаватели – все представители кафедры Истории России, правда тогда она называлась, конечно, не так. Но ведь нам преподавалась не только история родной страны, но и всемирная история. Кафедра всеобщей истории возглавлялась тогда, по – моему, Юрием Петровичем Осколковым и преподаватели на ней были такие же корифеи. Иван Васильевич Меха читал непонятную и трудную для нас новую и новейшую историю стран Азии и Африки. Ведь не случайно в нашей истфаковской песне поётся: …если выживем от Азии и Африки, если выживем от госэкзаменов… Но Иван Васильевич нас хорошо понимал и на экзаменах не свирепствовал. Помню, промучившись 2 дня в попытках что – либо запомнить, мы плюнули на всё, и пошли на пляж с Галкой, что не осталось незамеченным, когда мы пришли на консультацию. Иван Васильевич подколол, что кое-кто даже загореть успел, что вы, мол, жалуетесь. Вот тут мы с Галкой струхнули и оставшиеся 2 дня честно писали шпаргалки, но в итоге мне попался совсем другой вопрос, который я не успела написать, но ведь первые 2 дня мы честно прочитали весь материал от корки до корки. Эту методику придумала Галя – сначала всё читаем подряд, а потом уже по вопросам + пишем шпоры по самым трудным. Так что Азию и Африку мы сдали на «5». Конечно же, нельзя не вспомнить Стафееву Валентину Фёдоровну, лекции которой отличались чёткостью, логикой и хронологий изложения. Не надо было никаких учебников – в лекциях всё было разложено по полочкам, только выучи и всё, ты – в дамках!

4
Невозможно написать обо всех наших преподавателях, ведь их было очень много, как и исторических дисциплин, которые мы изучали, но мы всех помним и говори им ОГРОМНОЕ СПАСИБО за ваш труд, за понимание, за то, что не заваливали, а помогали вспомнить то, что отпечаталось и хранилось где-то на задворках памяти. Я не помню такого, чтобы кто-то был отчислен из института за академическую неуспеваемость, у нас просто таких не было. Камнем преткновения был английский язык, который просто не всем легко давался. Знатоком английского языка у нас на курсе была Галя Палько, не случайно сейчас она работает в английском посольстве в Москве.
Зав. Кафедрой английского языка была Беляеева Зинаида Фроловна, а преподавали язык Глигич Сицилия Александровна, Букалова Эльвира Васильевна, Фельдман Евгений Давыдович и это не все преподаватели, т.к. группы английские были небольшие, и я помню только тех, кто учил меня или моих подруг. Я училась у Сицилии Александровны, т.к. начинала изучение с нуля, ведь в школе учила немецкий язык. Поэтому, когда я узнала, что на историческом факультете будет изучаться английский язык, как второй предмет, очень обрадовалась, сбывалась моя мечта и не только моя. Те, кто хотел поступить на ин яз, но не смог – перед ним открывалась перспектива овладения языком, ведь преподавался английский у нас по всем правилам ин яза: была и лексикология, и фонетика, и грамматика, и английская литература, в общем, полный набор. Так что, я думаю, теперь становится понятным, почему многие парни у нас ушли на заочное отделение, т.к. выдержать такой «языковый натиск» оказалось не всем под силу. СПАСИБО и нашим преподавателям английского языка, благодаря которым, я с перепугу вспомнила всё и сумела объяснить в полиции, что у нас потерялась в метро девочка из группы, когда возила своих девятиклассников в 1995 году во Францию, в Париж. Так что знания давались нам хорошие, но и мы старались впитать всё то, чему нас учили наши педагоги.
Наш курс — это отдельная история.
Нас так разделили, что в 1-ой группе, в которой училась я, были, в основном, ребята из города, а во 2-ой группе — из области, и жили они в общежитии, которое находилось на улице Куйбышева, куда частенько мы захаживали в гости. В принципе, мы все дружили и особой разницы между группами не делали, во всяком случае, к студенческим капустникам готовились сообща. И первое наше испытание на творчество – посвящение в студенты, которое готовил 2 курс – яркий и неординарный, подаривший истфаку немало песен, распеваемых и поныне (Вчерашний ученик, сегодня ты стоишь…) Мы должны были приготовить ответное слово. Вот тут и начались наши муки творчества, предложения сыпались как из рога изобилия, но в результате мы остановились на идее показать эволюцию студентки: с 1-го по 5-ый курс, как она превращается из скромной боязливой школьницы в уверенную в себе девушку. Вся эта демонстрация сопровождалась попурри переделанных из разных фильмовы песен. Так 1 курс сопровождался песней из «Джентльменов удачи», я помню только её начало: А кто сказал, что мы – забитый 1 курс, обратное сейчас мы вам докажем………… в развитии студентку вам покажем…. Так вот, я играла, как раз ту, самую забитую первокурсницу, а Ирина Суханова – пятикурсницу, главная задача для которой – успешно выйти замуж, чтобы в крайнем случае уехать в другой город, выйдя замуж за военного, которых в нашем городе готовили в общевойсковом пехотном училище имени Фрунзе или танковом училище, которое и сейчас находится в Черёмушках, а ещё лучше – остаться в родном городе. Вся эта демонстрация шла под песню: С любовью встретиться — проблема трудная, студентка вертится с помадою, с пудрою, а где его найти, с каким околышком, толи во Фрунзенском, толи в Черёмушках.
На курсе у нас никто стихов не писал, поэтому сочиняли мы всегда большой компанией: один скажет строчку, другой – вторую и пошло – поехало, но процесс этот протекал всегда очень долго и трудно. Зато многие играли на инструментах: Галя Палько и Эмма Головина – на аккордеоне, Лида Кудряшова – на баяне, Ирина Суханова хорошо пела и танцевала, в общем, таланты были. На 2-м курсе – наша очередь готовить посвящение в студенты – такая была традиция на истфаке. Но ведь надо сделать не хуже, чем предыдущий курс, который посвящал нас. И вот наша творческая бригада, в которую всегда входили Ирина Суханова, Галя Палько, Эмма Головина, я, Попов Андрей, Горовой Сергей, Симонов Володя и присоединялись те, кто хотел, начали думать над концепцией посвящения. Ведь надо было придумать какие-то испытания для первокурсников – так родилась идея путешествия во времени, по общественно-экономическим формациям (о цивилизационном подходе в истории тогда ещё никто не помышлял) Первобытное общество мы изображали, танцуя в шкурах под песню «А ну, отдай мой каменный топор…», а задача первокурсников была назвать особенности этого этапа развития человеческого общества. Следующая ступень – рабовладение. Здесь ребят встречала Ирина Суханова в образе госпожи, а раба играл Сергей Голубев. Их диалог:
— Мой раб скажи, что за плебеи сюда пришли толпой недружной, они не любы мне, что им здесь нужно?
— о, госпожа, то 1 курс истфака, кто просит разрешенье пройти сквозь наше время.
Чтобы получить разрешение, первокурсники должны были выполнить следующие задания и так до самой последней ступени, я уже не помню чем это всё у нас заканчивалось, по-моему, ставили какую-то печать в знак того, что они прошли все испытания и могут учиться на истфаке.
Сейчас, вороша в памяти все годы учёбы на факультете, я думаю, как же всё-таки мы интересно жили: спортивные соревнования по лёгкой атлетике, когда всем факультетом бежали кросс на Зелёном острове, соревнования по баскетболу, когда наша команда девчонок на 3 курсе, не умея фактически играть, вышла, чтобы не подвести факультет. Тогда Витя Нидерквельд нас немного потренировал, показал правила, учил как надо делать передачу и другим премудростям этой игры, и мы сыграли вничью, не опозорились, а смотр-конкурс Студенческая весна во главе с В.Н. Худяковым -режиссёром и постановщиком. Это был не набор номеров художественной самодеятельности, как на других факультетах, а единая концепция, отражающая нашу сущность – ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ, т.е. это была литературно -музыкальная композиция о героях – борцах за свободу, начиная от декабристов до революционеров – ленинцев со стихами, песнями, танцами, постановками.
А День Историка! Я, как сейчас, помню – наш курс изображал анархистов. Мы выходили на сцену в нашем актовом зале, распевая песню «Цыплёнок жареный», с плакатами: «Долой порядок! », «Анархия – мать порядка!»
Студенческие годы – самые интересные и незабываемые, потому, что это наша молодость, это начало начал, когда перед тобой впереди долгая, интересная и трудная дорога под названием – Жизнь!

Нельзя забыть студенческие годы:
Они остались в сердце и крови,
Как проявленье вешнее природы
И пробужденье искренней любви.

Они сегодня служат основаньем
Для мудрого решения проблем:
Ведь жизнь ценна лишь только созиданьем,
В котором место отыскалось всем!
(Валерий Буслов)

Геворкян (Иванова) Маргарита Робертовна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *